Может ли отсутствие документов при проведении проверки расцениваться ГФС, как недопуск к проверке?
Бывает такая ситуация, когда проверяющие ГФС идут на проверку, а документы из-за определенных обстоятельств находятся в качестве доказательств в суде, в экспертном учреждении для проведения экспертизы и прочее. Может ли ГФС квалифицировать такую ситуацию, как недопуск лиц ГФС к проверке? Показательным по данному вопросу может быть решение Верховного суда Украины от 06.02.2018 года К / 9901/448/18. Обстоятельствами, которые доказывают позицию органа ГФС о недопуске лиц к проверке является ответ Общества о невозможности проведения проверки, в связи с тем, что все первичные документы предоставлены в экспертное учреждение в рамках проведения судебно-экономической экспертизы, назначенной в хозяйственном деле. Основанием принятия налоговым органом решения о применении административного ареста активов имущества налогоплательщика в соответствии с пп. 94.2.3 п. 94 статьи 94 Налогового кодекса Украины является акт о невозможности проведения документальной внеплановой выездной проверки Общества.
По этому поводу Верховный суд в своем решении отметил, что обстоятельства применения ареста имущества приведены пунктом 94.2, среди которых подпунктом 94.2.3 предусмотрено применение административного ареста в случае, когда налогоплательщик отказывается от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения или от допуска должностных лиц контролирующего органа к проведению проверки.
Основанием для принятия налоговым органом решения о применении административного ареста имущества налогоплательщика, является невозможность проведения проверки Общества, что подтверждается актом, подписанным начальником отдела особо важных проверок.
Надлежащим доказательством отказа от проведения проверки или недопуска лиц налогового органа к ее проведению, в понимании части первой и четвертой статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Украины (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела судами предыдущих инстанций) является акт, удостоверяющий факт отказа налогоплательщика от проведения документальной проверки в соответствии с пунктом 81.1 или отказа в допуске должностных (служебных) лиц к проведению проверки в соответствии с п. 81.2 статьи 81 Налогового кодекса Украины.
Отсутствие актов, устанавливающих факты, с которыми связаны основания применения административного ареста активов, опровергают доводы налогового органа и выводы суда апелляционной инстанции о правомерности применения условного административного ареста активов Общества решением налогового органа, и как следствие, делают невозможным удовлетворение представление о продлении срока применения такого административного ареста.
Следовательно, основания применения налоговым органом административного ареста имущества налогоплательщика в соответствии с пп. 94.2.3 п. 94.2 статьи 94 Налогового кодекса Украины отсутствуют.